Постоянный свет в фотографическом студийном хозяйстве вещь хоть и не обязательная, но все же полезная. Во-первых, импульсные источники „замораживают“ картинку, фиксируют движение, постоянный свет позволяет работать так же, как и при естественном, к примеру солнечном, освещении, сохраняя динамику объекта, давая возможность играть со смазыванием. Во-вторых, моделирующие пилотные лампы блицев не дают полного представления о характере светотеневой картинки, формируемой импульсом, в то время как с постоянными источниками по понятным причинам работать проще. Ну и, конечно, со вспышками не получится снять видео, хотя в нашем случае это не столь важно.
Постоянные осветители бывают трех типов, в зависимости от используемых ламп: металлогалогенные, галогенные и люминесцентные. Мы расскажем о последних на примере световой панели Rekam FL-54, попутно отметив основные преимущества и недостатки этого типа светильников относительно прочих.
Эта панель и аналогичные ей FL-52 и FL-56 не первые люминесцентные осветители в линейке студийных ламп Rekam. От предыдущей модели FL-500 они отличаются более удобной конструкцией, большей мощностью ламп, увеличенной рабочей площадью, а соответственно и габаритами. Панель с индексом 52 имеет две лампы по 55 Вт, модели 54 и 56 — по 4 и 6 ламп. Несмотря на большой размер, светильники отличаются относительно небольшим весом благодаря корпусам, изготовленным из алюминия. Правда, для работы им все равно требуются мощные стойки, к примеру, Rekam 10-1002B, которая легко выдерживает панель с наклоном до 40 градусов. Для установки светильника на штатив используются два крепления с регулировкой наклона, позволяющие сориентировать панель горизонтально или вертикально, обеспечивая максимальную гибкость настройки освещения.
Регулировка мощности и направленности светового потока возможна лишь путем выборочного отключения ламп, а форму пятна можно подкорректировать с помощью четырех поворотных шторок. Это, кстати, важное отличие нового поколения люминесцентных панелей от FL-500, который имеет лишь две черные матовые створки. Отражатели на шторках FL-54 дают возможность сузить световой поток без значительных потерь в его мощности. Не стоит, правда, ожидать, что вам удастся сфокусировать луч, так как люминесцентные панели дают хоть и направленное, но все же рассеянное освещение. В этом, конечно, они уступают источникам на лампах накаливания, которые с помощью насадок или конденсорных линз могут выступать также и в роли спотов.
Что касается качества рассеивания, то по равномерности и мягкости оно приближается к небольшим софтбоксам, густая тень переходит в светлые участки довольно плавными градациями. Равно как и в случае с софтбоксами, можно корректировать плавность светотеневого рисунка изменением расстояния до объекта. Чем дальше источник к предмету съемки, тем переход резче, чем ближе — тем мягче. Стоит отметить, что использование режимов 1/2 мощности, когда работают лишь две из четырех ламп, приводит к тому, что рисунок огрубляется, становится несколько неряшливым, но и это можно использовать как художественный прием. Использование экранов и диффузоров не слишком эффективно, поскольку резко снижается мощность светового потока. А для постоянных источников такого типа это очень актуально.
Замеры по серой карте показали, что на расстоянии в один метр световая панель обеспечивает освещенность приблизительно (в зависимости от положения шторок результаты колеблются в пределах ±1/3 ступени) в 10 EV. На практике это означает, что с одним источником на „безопасной“ выдержке 1/60 с нейтральный объект будет правильно проэкспонирован с диафрагмой F4.5. Большей глубины резкости на эффективном отверстии F11 можно добиться только на абсолютно неподвижных объектах и только снимая со штатива, поскольку скорость затвора упадет до 1/8 с. Так что одним источником точно не обойтись.
Плюс люминесцентного постоянного света в сравнении с галогенными источниками — сбалансированная цветовая температура. Лампы Osram Dulux L с индексом цветности 954, используемые в FL-56, более всего из люминесцентных подходят для съемки. Имея наиболее эффективный индекс цветопередачи, они позволяют добиваться максимально полного и точного воспроизведения красок объектов. Заявленная температура 5400K соответствует реальной, требуется разве что небольшая коррекция зеленого спектра. Пользователь, если таковое желание возникнет, может также использовать лампы с индексом 940 или 930 и с температурой 3800 или 3000K соответственно. Комплект из четырех люминесцентных трубок Osram Dulux L обойдется примерно в 1200 рублей.
Что касается температуры, то у люминесценции есть еще один очень большой плюс: лампы практически не греются. Во время тестирования температура панели не поднималась выше 32 градусов. С лампами накаливания через 15 минут в небольшом помещении фотограф и модель выглядят и чувствуют себя как в сауне. С помощью световой панели Rekam можно освещать лицо с очень близкого расстояния, не вызывая температурного удара у объекта съемки.
Заявленное время работы ламп — 7000 часов — касается исключительно гарантированной продолжительности срока их работы, но стоит учитывать, что с течением времени количество излучаемого трубкой света будет падать. Так что менять лампы желательно несколько чаще. И все же по сравнению со сроком жизни ламп накаливания эти люминесцентные лампы живут почти вечно.
Выводы
Новое поколение панелей Rekam FL представляется нам гибким и эффективным инструментом для создания постоянного освещения для студийной съемки. Отсутствие необходимости в синхронизации обеспечивает фотолюбителю возможность работать со светом, даже если в качестве камеры выступает компакт, а наглядность работы со светотеневым рисунком позволит новичку получить необходимые навыки в построении схем освещения и понять основные принципы работы в студии. Если бюджет позволяет, то эти источники в большом количестве могут быть полезными инструментами фотографа для работы в больших помещениях с масштабными объектами.
Оценка: 9.5
Ориентировочная цена: 6 000 руб
Информация: www.rekam.ru
Потребляемая мощность: 110 Вт
Напряжение: 220–240 В/50 Гц
Лампы: Osram Dulux L Lumilux De Luxe 55W/954, 3000 лм х 4; 5400±200K
Регулировка освещения: 1/1, 1/2 мощности (две центральные или две крайние лампы); четыре шторки с отражателями
Эффективный размер источника: 515х370 мм
Габариты: 680х490х115 мм
Вес: 5.9 кг
|
|
|
|
|
1/60 c, F5.6, 136 мм;
полная мощность
|
|
1/30 c, F5.6, 136 мм;
1/2 мощности,
две крайние лампы |
|
1/30 c, F5.6, 136 мм;
1/2 мощности,
две центральные лампы |
http://www.digital-photo.ru/
|