Свет — важнейшая составляющая фотографии, а возможность не только использовать имеющееся, но моделировать, создавать свое собственное освещение — заветная мечта любого подрастающего (в техническом и творческом смыслах) фотографа. Для этого можно использовать встроенную или даже внешнюю вспышку, но когда их возможности для вас уже ясны и исчерпаны, пора задуматься о «серьезных» студийных источниках света.
Небольшая студия, пара импульсных источников света, софтбоксы, отражатели да сотовые насадки — самая интересная ступень мастерства, неограниченные возможности для эксперимента и выражения себя в фотографии. Высветить портрет и дать блик на фон, придать глубину натюрморту и настоящий объем объектам в предметной съемке — студийные источники света лучший способ решить такие задачи.
До последнего времени фотолюбителю об этих возможностях оставалось только мечтать. Арендовать фотостудию? Развлечение непростое и подходит разве что для работы, но никак не для первых проб и изучения основ студийной съемки. Выделить драгоценные метры собственной жилплощади и приобрести хороший набор студийной техники? Так и вовсе дорого и рискованно, если фотография для вас — хобби и увлекательный досуг, но не работа.
Компания Rekam, известная многим фотографам как производитель доступного фотографического оборудования и осветительных приборов, решила эту дилемму. За совсем нестрашные деньги фотографу достанется любительский по сути, но полноценный по возможностям комплект света Opus Digi, достаточный для первых опытов и экспериментов по работе с внешним светом.
Всего в линейке четыре модели: младшая Digi 100 с двумя импульсными источниками по 100 Дж и три набора Digi 200 с источниками мощностью 200 Дж. В зависимости от комплекта в распоряжение фотографа поступят два зонта, работающие как на отражение, так и на просвет, два софтбокса или — в наиболее полной комплектации — октобокс, зонт и шторки с сотовой решеткой и цветофильтрами. А что с этим комплектом можно сделать? Давайте посмотрим.
Что в ларчике?
ЗОНТ
Базовый студийный аксессуар, без которого сложно обойтись в съемке. В зависимости от модели в комплект могут входить два типа зонтов. Отражающие имеют внутри металлизированное покрытие, отражающее большой поток «жесткого» света. Просветные — выполненные из белой ткани — наоборот, призваны рассеивать лучи, создавая мягкое заполняющее освещение.
СОТОВАЯ РЕШЕТКА
Вспышка с отражателем дает большое пятно жесткого света. Если вам необходимо уменьшить область засветки, нужно использовать решетку. Черные стенки сот поглощают косые лучи, выпрямляя световой поток. В нашем случае насадка имеет еще и поворотные шторки, которыми можно дополнительно подкорректировать форму и размер пятна.
СОФТБОКС
Эти купола, выстланные внутри отражающим материалом и снабженные полупрозрачными рассеивателями, по сути своей, выполняют те же функции, что и зонты, однако делают это намного точнее и лучше, и более гибки в управлении. От габаритов софтбокса зависит площадь, которую он может эффективно осветить. В домашнем обиходе софты Rekam не слишком обременительны, поскольку их можно легко сложить.
ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬТРЫ
Фильтры, как несложно догадаться, окрашивают световой поток в соответствующий цвет. Они могут быть полезны для создания драматичной атмосферы на сцене и для реализации специфических творческих замыслов. Главное, не переусердствовать: синюшные или желтушные лица на портретах не всегда будут по достоинству оценены зрителями.
ИМПУЛЬСНАЯ ВСПЫШКА OPUS DIGI
Первое, с чем нужно определиться при выборе, — это мощность источника света, так как от нее зависит область применения комплекта и гибкость в моделировании освещения. Чем выше мощность — тем больше простора для творчества. Функционально модели Opus Digi 100 и Opus Digi 200 не отличаются друг от друга. Для работы с ними необязательно иметь зеркальную камеру, поскольку вспышки могут срабатывать даже по предварительному импульсу встроенного блица компакта. При этом, как и серьезные источники света, осветители Opus Digi могут быть подключены к синхроконтакту камеры или управляться инфрарасными передатчиками. Дополнительный плюс источников — наличие пилотной лампы. В отличие от основной ксеноновой, которая срабатывает только в момент экспонирования, пилотное освещение работает постоянно. С его помощью можно получить представление о том, как свет будет падать на сцену во время импульса.
Практичный свет
ИМПУЛЬСНЫЕ ИСТОЧНИКИ, СОТОВАЯ РЕШЕТКА И ПРОСВЕТНЫЙ ЗОНТ
Фотография — игра света и тени. Студийный свет дает фотографу возможность включится в эту игру и установить свои правила. На снимке со вспышкой мы получили хорошо проработанный фон, проработанное лицо модели и проработанную одежду — завидное техничное однообразие. Нарушить его мы можем с помощью акцентов, расставленных в соответствии с творческим замыслом.
Итак, уберем фон, лишь слегка обозначив его на снимке. Для этого мы поставили слева от модели импульсный источник и направили его так, чтобы свет падал только на задник. Ограничить световое пятно можно, установив на вспышку сотовую решетку. Получаем выразительный силуэт.
Чтобы подчеркнуть изгиб тела девушки, второй источник мы установили перед моделью, сместив его немного вправо. Для получения рассеянного, но не глубокого освещения мы использовали полупрозрачный белый зонт. Заметьте, что рисунок лица получился контрастным и резко очерченным. Это может сыграть на руку фотографу, а для получения более мягкого эффекта с менее резкими границами теней нужно использовать софтбокс. |
|
|
ВНЕШНЯЯ ВСПЫШКА
Для установления личности портрет с обычной вспышкой идеален, но творческий замысел с таким подходом воплотить сложно. За счет того что источник света расположен в одной плоскости или рядом с оптической осью объектива, встроенный или внешний блиц создает бестеневое, а соответственно, лишенное объема и низкоконтрастное изображение. Частой проблемой таких портретов также являются резкие теневые обводки вокруг выступающих деталей. В нашем случае таким «штрихом» очерчен подбородок модели. Мы решили, что нам такой снимок не годится. |
ИМПУЛЬСНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ОТРАЖАЮЩИЙ ЗОНТ И ОКТАБОКС
Чтобы добиться большего контраста и выделить модель, мы решили убрать подсветку с фона. Развернув девушку в профиль, мы поставили непосредственно перед ней октабокс, дающий равномерное мягкое освещение.
Результат — хорошая проработка черт лица, а остальные детали плавно уходят в тень. Правда, при этом в центре снимка оказалось темное пятно, в котором потерялись волосы модели.
Исправить это оказалось легко, установив отражающий зонт слева от сцены и подняв его выше уровня головы. Чтобы блик в волосах получился более деликатным, мы использовали комбинированный зонт, в котором отраженный от серебряной внутренности купола свет рассеивается через белую ткань. В такой схеме всегда остается простор для эксперимента с расстоянием от источника света до объекта съемки. |
|
http://www.digital-photo.ru/
|