Автор: Анатолий Аникин (anikin.a@gameland.ru)
– Снимает не камера, а фотограф! – уже давно это утверждение стало расхожей фразой. Но действительно ли это так? Возможно, это верно только для по-настоящему талантливых людей?
Уже стала хрестоматийной история о том, что Анри Картье-Брессон всю жизнь снимал Лейкой с одним объективом с фиксированным фокусным расстоянием, но его снимки завораживают зрителей гораздо больше, чем фотографии, сделанные самой современной и навороченной техникой. Настоящему фотохудожнику неважно, что за камера у него в руке, он и для самой неудачной найдет способ превратить ее недостатки в достоинства и снять шедевр. Понятно, что секрет тут в знании законов изобразительного искусства и техники фотографии.
– Но я-то не гений от фотографии, – скажешь ты, – и все, что я хочу – с помощью своей несовершенной цифромыльницы снимать красивые, качественные кадры, которые не стыдно распечатать и повесить на стенку у себя дома. И которые при просмотре не будут требовать комментариев: тут немного размыто, но я тебе сейчас расскажу, кто здесь где...
Есть несколько простых рецептов, которые позволят тебе сделать хорошие фотографии с помощью той камеры, которая уже есть у тебя. Чтобы не быть голословным, я взял обычную компактную камеру и, пользуясь методами, о которых пойдет речь дальше, сделал несколько тестовых снимков.
О камере Rekam Presto ML60
Это далеко не все возможности камеры – естественно, она умеет снимать видео, есть возможность записывать звуковые комментарии к кадрам; кроме того, камера умеет проигрывать mp3-файлы. На съемку это никак не влияет, но упомянуть об этих возможностях стоит.
Rekam Presto ML60 – классическая камера для начинающих: если не разбираешься в фотосъемке, автоматика все сделает за тебя. Есть возможность настраивать значение ISO, экспокоррекцию (+/- 2 EV) и баланс белого, выбор из восьми сюжетных программ, есть брекетинг экпозиции, настройки режима вспышки и автоспуск – это все, на что ты можешь рассчитывать при съемке.
Несколько простых правил
Сколько раз я наблюдал в магазине следующую картину: у прилавка стоит недовольный покупатель с неплохой (а иногда совсем неплохой или даже профессиональной) камерой в руках и пытается убедить продавца в том, что ему продали бракованную камеру.
– Снимки какие-то нерезкие, темные и вообще ничем не лучше, чем те, которые мы старым фотоаппаратом делали.
– Давайте посмотрим. Да нет, вроде бы все у вас работает (делает пару кадров). – Вот, посмотрите – нормальные кадры.
– А у нас почему-то не получается. Я его жене купил в подарок, а то у нее на старом фотоаппарате вообще получались какие-то жуткие кадры, а это техника дорогая – должна хорошо снимать.
Очень сложно доказать такому человеку, что, скорее всего, проблема не в фотоаппарате, а в том, как им снимают, и что для улучшения качества снимков своей супруги стоило потратить деньги не на покупку новой камеры, а на какие-нибудь фотокурсы для начинающих.
Все-таки то, каким будет кадр – зависит от фотографа.
- Внимательно изучи инструкцию, выясни возможности камеры.
Каждая камера имеет свои особенности, и очень желательно тебе узнать их до начала съемки, а еще лучше – сразу после покупки камеры. Раньше камеры point’n’shoot действительно могли иметь лишь одну кнопку. Теперь к этому классу можно отнести практически любую камеру – даже у зеркалок есть автоматический режим, который позволяет снимать не размышляя, и даже у самой простой камеры есть масса дополнительных возможностей, которые могут помочь сделать качественный кадр. В освоении камеры тебе поможет инструкция. Также нелишним будет снять несколько десятков тестовых кадров и во время съемки попробовать различные режимы и установки, чтобы оценить границы, в которых твоя камера способна дать максимальное качество. Лучше потратить пару часов на тестирование и внимательный просмотр отснятого, чем потом упустить действительно важные для тебя кадры.
- Воздержись от съемки в сложных условиях.
Главное, что стоит сделать, прежде чем нажимать кнопку спуска – это оценить условия съемки и сопоставить их с возможностями своего фотоаппарата. Если в процессе тестирования ты выяснил, что съемка со вспышкой – слабая сторона твоей камеры, то зачем снимать гарантированно неудачные кадры? Тем более что есть способы избежать использования встроенной вспышки и получить резкие кадры. ML60 неплохо фокусируется при недостаточном освещении, тем не менее, если пробовать снимать с рук во время концерта в темном зале, стоящих кадров не получится.
- Построй кадр, прежде чем нажимать на спуск.
Действительно, зачем торопиться? Прежде чем жать на спуск, посмотри внимательно на кадр и оцени, стоит ли он того, чтобы его запечатлеть. Нет ли по краям кадра лишних деталей? Насколько красив фон? Возможно, стоит попробовать другой ракурс, воспользоваться зумом. Вначале это может занимать какое-то заметное время (две-три минуты), но постепенно ты набьешь руку, и оценка кадра будет происходить практически моментально.
- Не стоит использовать высокие значения ISO (выше 400, и изредка 800) и потому никогда не ставь авточувствительность.
К сожалению, уровень цифрового шума при более высокой чувствительности слушком высок, что в итоге равнозначно плохому качеству фотографий. Установка ISO выше 800 бывает оправданна в случае насущной необходимости снять хоть какой-то кадр (это в любом случае лучше, чем мобильный снимок), а иногда в качестве художественного приема. Установка чувствительности в режим Авто – это дань человеческой лени, все-таки переставить значение параметра вручную не занимает много времени, да и разобраться, когда устанавливать то или иное значение, несложно (100 – солнечный день и съемка со вспышкой, 200 ¬– немного пасмурно, 400 – вечер, пасмурная погода).
- Измерять экспозицию лучше по объекту съемки.
Если пользоваться мультисегментным замером экспозиции (значения выдержки и диафрагмы выбираются на основе данных обо всем кадре), то часто возникают ошибки такого рода – объект съемки оказывается недосвеченным или пересвеченным (в первом случае лес, здание, во втором – небо), а фон наоборот. Добиться нормального экспонирования объекта можно, используя центровзвешенный замер (оценка происходит по области в центре кадра). Но как его использовать, если объект находится не в центре кадра? Все очень просто. Расположи объект в центре, замерь экспозицию полунажатием кнопки (ML60 это позволяет), после чего, не отпуская кнопки, перекомпонуй кадр так, как нужно, и нажми, наконец, спуск до конца.
- Пользуйся брекетингом экспозиции.
Многие фотоаппараты умеют автоматически делать серию кадров с эксповилкой. Это позволяет потом выбрать из трех (или даже пяти) лучший или с помощью фоторедактора скомпоновать кадр из двух. Если у твоего аппарата нет этого режима, его можно смоделировать вручную, внося корректировку экспозиции. У ML60 есть и ручная, и автоматическая экпокоррекция. В режиме экспобрекетинга ML60 по одному нажатию кнопки делает три кадра с различием экспозиции в две ступени.
- Не уверен, что кадр получится несмазанным? Сделай несколько кадров.
Не жалей кадры, флешка это позволяет. Если освещение не очень удачно, если снимаешь людей в процессе общения, если сомневаешься, что кадр не смажется – сделай несколько кадров, потом выберешь лучший.
- Пользуйся штативом или подходящими поверхностями, которые могут заменить штатив.
Штатив очень полезен при съемке в сумерках, и если у тебя есть возможность использовать его – не упускай ее. Но даже если у тебя нет с собой этого полезного приспособления, можно избежать смазывания, используя в качестве опоры для камеры парапеты, лестницы, скамейки.
- Пользуйся сюжетными программами.
Не зря производители камер тратят сотни человеко-часов на разработку сюжетных программ, они действительно помогают во многих случаях, подбирая наиболее подходящие параметры и режимы для каждого конкретного случая.
Как показывает практика, при соблюдении этих несложных правил можно получить качественные снимки, используя практически любую камеру. Конечно, выше головы не прыгнешь, но сделать отличные снимки есть шанс. Presto ML60 – обычная компактная камера, простая и вполне дружелюбная – типичная цифромыльница. И если снимать грамотно, то с ее помощью можно уверенно делать качественные кадры для фотоальбома.
http://www.glc.ru/
|